Эта статья – работа краеведа, писателя и автора статей в газете “Шалом Алейхем” Георгия Баренбойма. Она размещена на сайте Городокской центральной районной библиотеки, куда можно перейти по ссылке в статье. Материалы для написания были предоставлены сотрудником ХБФ “Хесед Бешт” Раисой Омельченко. Статья широко и красочно раскрывает перед нами историю еврейской общины Городка, в которую мы предлагаем окунуться безотлагательно!
Оригинал статьи можно найти по этой ссылке.
Об авторе. Баренбойм Георгий Борисович – коренной городоччанин, общественный деятель, энциклопедически образованный, с высшим инженерным образованием. Один из ярких представителей инженерно-технической элиты Городоччины и Подолии, который творил и наращивал промышленный потенциал региона у послевоенный период. Об профессиональных достижениях свидетельствует тот факт, что портрет Георгия Борисовича не раз украшал не только Доску почета родного Городокского сахарного завода, но и района. Дважды избирался депутатом районного совета. Активист общественной жизни, развития культуры, спорта города и района. Патриот Городка, трудового коллектива своего предприятия, где прошло его становления от инженера до технического руководителя завода. Доброта, чуткое отношение к людям сделали его авторитетным и уважаемым человеком, к мнению которого прислушиваются. До сих пор Георгий Борисович, как говорится, душа любой компании. Многие считают его хранителем истории и традиций одного з наибольших сахарных предприятий Хмельниччины. Поэтому у него много друзей самих разных национальностей – украинцев, поляков , евреев…При удобном случаи любит дарить им свои шуточные и очень точно отображающие характер того или иного друга, товарища. Ему за 70. Но, как поется в песне “…я в дороге, я в пути”. Много читает, исследует историю еврейской общини края, свою родословную, общается с разными людьми, активный участник Хмельницкой областной еврейской общины “Хесед Бешт”. Его краеведческие публикаци увидели свет в литературно- публицистическом сборнике “Штетл” (2013), а затем расширенну версию в Городокской районной газете “Городоцький вісник”.Именно этот вариант и предлагается читателю.
От ремесленничества …
Наша земля залечивала раны, нанесенные ей нашествием татарской орды. Княжила здесь в четырнадцатом столетии и Литва. А с 1430 г. Подолия была под властью Польского королевства.
Свое название Городок получил во времена литовского князя Фёдора Кориатовича, который передал несколько населённых пунктов на реках Смотрич и Тростянец «служилому человеку» Бедриху. Бедрих построил местечко (град), отсюда и название – Бедрихов Городок. В актах XV века поселение встречается под названиями Грудек, Грудок и Новодвор, с 1530 г. – Городок. Кстати, во второй половине XV ст. один из представителей рода Бедрихов – Николай (первый каменецкий кастелян), упоминается как владелец Плоскирова (Проскурова). Кастелян – администратор замка, крепости, отвечающий за безопасность, оборону, сбор податей и дани. Уже в те времена в этническом отношении определенную часть мещан составляли евреи. Основная масса еврейского населения появляется на Подолии в XV веке. Если взять во внимание размеры еврейских кладбищ в Городке и Сатанове, то можна с уверенностью предположить, что евреи в них появились с момента их основания.
В 1550 году турецкие янычары полностью разрушили Городок, истребили и взяли в рабство значительное количество его населения.
С 1578 года Городок во владении магнатов Замойских, у которых работало 28 ремесленников, в том числе 13 слесарей, 3 закройщика, кузнецы, каланы (торговцы медом и пивом). Замойские владели местечком практически до конца ХVIII века.
Конец XVIII столетия стал переломным для Подолья в целом и Городка в частности. После третьего раздела Волыни (1795 г.) территория Правобережной Украины до Збруча отошла России, а Городок стал уездным центром Подольского наместничества.
Местные производители, сохраняя традиции бывших ремесленнических корпораций, вели упорную борьбу с владельцами местечка за сохранение цеховых прав. Так, в 1834 г. христианские и еврейские ремесленники гончарного, швейного, ткацкого и скорняжного цехов жаловались на нарушение ремесленного права владелицей местечка баронессой Гейсмар. Их борьба за свои права объясняется вековой традицией цехового устройства в городе. Евреи в Городке были заняты разнообразными делами: земледелием и арендой поместий, сахароварением, пиво- и мёдоварением, мололи муку, были извозчиками, приказчиками. Особенное место занимала торговля – питная, лавочная, оптовая, мясная, лесная и другое. Не много, не мало – 65 % от всех ремесленников были евреи.
Известно, что в начале XIX ст. в Городке работала табачная фабрика, качество продукции которой было ничуть не хуже заграничного.
В 1841 г. свидетельство на право занятия ювелирным ремеслом получили несколько мастеров-серебрянников, все они были евреями. Приход в цеха массы еврейских ремесленников – серебряников и золотильщиков – придал цеховой системе Подолии «второе дыхание”. И это дало возможность баронессе Гейсмар устроить в местечке фабрику по золочению и росписи фарфоровых предметов, которые специально привозились из Карлсбада и Праги.
…До заводов
Наиболее прибыльным предприятием Городка был сахарный завод , построенный в 1839 г. бароном Гейсмаром, генералом от кавалерии, наследником древнего германского баронского рода, сыном камергера Прусского двора. Стоимость продукции сахарного завода была выше стоимости всего фабрично-заводского производства губернии – 60 тысяч рублей ежегодно.
Значительную прибыль на сахарных заводах имели еврейские торговцы. Они снабжали завод дровами, известью, костяным углём, полотном и другим. Еврейские купцы занимались спекулятивными операциями по доставке сахара на рафинадные заводы, финансировали производство под значительные проценты (теперь это называется инвестированием). Иногда евреи – посредники поставляли работников на сахарные заводы и имели процент от их заработка.
В 1870 г. было создано Товарищество пайщиков «Городок», которое в 1871 г. выкупило у обанкротившейся баронессы Гейсмар сахарный завод. О дальнейшей успешной работе предприятия говорит награда Всемирной выставки в Париже (1889 год), которой была награждена за высокое качество продукция городокских сахароваров.
Вот список евреев – постоянных служащихГородоцкого сахарного завода (1919 год): Маранц Г.М., Кальменсон И.Л., Кепельман Ф.М., Вигнанкер A.A., Шухгалтер У.Л., Беркович Я.Х, Клейн Е.Ф., Гальперин Ш.M., Авербух М.Ф., Крайз И.М., Храмой В.Д., Гросман М.О., Кац М.М., Гершкович И.Б., Рафалович И.Д., Мельман, Ланда, Ваксман, Бронштейн, Зусман, Ниренберчик Г.Д..
В 1924 году Городоцкий сахарный завод, на котором работало 1200 работников, произвел 600 тысяч пудов сахара-песка (9600 тонн).
В 1894 г. наряду с сахарным заводом в местечке работало 6 кирпичных, 2 черепичных, 4 гончарных, 10 кожевенных, 1 канатный, 2 свече-восковых цеха, завод шипучих вод, 7 крупорушек, 6 кузниц, 2 конные соломорезки, 3 воскобойни. Также здесь был небольшой пивоваренный завод, принадлежавший Бабе Кацу, в аренде Иты Зильберман.
В конце XIX века Городок был центром Городокской волости и принадлежал Сергею Николаевичу Виноградскому, выдающемуся микробиологу, основателю экологиимикроорганизмов и почвенной микробиологии, – звезде первой величины в мировой микробиологической науке вместе с Луи Пастером и Робертом Кохом. После научной деятельности в Санкт-Петербурге, Страсбурге, Париже и Цюрихе он по состоянию здоровья поселяется в Городке, где занимается проблемами земледелия и почвоведением.
В тот период местечко было одним из наиболее промышленно развитых в регионе, хотя здесь проживало всего около 8 тысяч человек. В то время в Городке функционировали сахарный, чугунно-литейный и механический заводы (директор Ефимов A.A.), а также 4 водяных вальцевых мельницы (арендаторы Мордко Мендельблаг и Фрима Гринберг).
В 1895 году в Городке работали зубной врач Матус Менделевич Оксман, и практикующий врач Владимир Давидович Храмой.
Документы 1907 года дают нам следующие сведения
о торговцах и промышленниках Городка:
– аптекарские товары – Найман П.И., Блиндер Шмуль, Гершман Герш;
– бакалея – галантерея – Шихер Хава, Бейгельман Двойра, Гельман Иосиф, Шрайберман Сруль;
– железо – Зильберман И.М.;
– золотые и серебряные изделия – Рабинович Х.Ш.;
– книги – Гарбер Сура;
– фотография – Ирлих Катя, Лейбман Волько;
– вино – Вольфцун Инда, Гольдфарб Гитля;
– кожевенные товары – Шварц Мошко;
– лесные склады – Цацка Ицко;
– мануфактура – Гальперин Хава, Гринбойм Овший, Данцис Бейла, Кац Шулим, Шухгалтер Рухля,
– швейные машины – Фельштинер Хаим.
По показателям промышленного потенциала, количеству предприятий и числу работающих на них в 1909 г. Городок занимал 4 место в губернии, опередив губернский город Каменец-Подольский, уездные города Балта, Летичев, Литин, Новая Ушица, Ямполь, Брацлав, Ольгополь.
На изломе эпох
В начале ХХ века Городке были: одна православная церковь, костел, две синагоги (каменная и деревянная), шесть молитвенных еврейских домов, католическая часовня, православное, католическое и еврейское кладбища. Кстати, синагоги или “Божницы” местечка удовлетворяли как религиозные, так светские потребности общины. В синагогах всегда собирался суд конгрегации. Иногда синагога служила приютом для странствующих единоверцев.
В этнической структуре населения Городка еврейская община составляла сверх 36%, уступая только польской (48%).Немного больше 15 % жителей были украинцами. Всего же в Городке числилось 6980 людей разных национальностей и вероисповедания. Надо отметить, что, согласно российским законам, евреи всегда относились к городскому сословию. Более 65 % от всех городокских ремесленников были евреи. В фондах госархивов сохранились поименные списки служащих, постоянных мастеров, дежурных и рабочих Городокского сахарного завода и местной почтово-телеграфной станции за 1919 год. Не составило великого труда установить, например, этнический состав работников сахарного завода. В частности, если в рабочей среде по численности преобладали поляки и украинцы, то среди служащих – евреи (62%). Об активных политических событиях в Городке начала XX века, участником которых было и еврейское население, говорят следующие факты, почерпнутые из архивных источников.
В первие дни октябрской революции в Городке четко определились с властью.Уже в марте 1917 года представители всех социальных сословий, демократических организаций, различных политических партий объединились в один местечковий исполнительный комитет. Даже делегировали троих своих представителей в Совет общественных организаций при Каменецком уездном комиссаре Временного правительства.
Этнический расклад местечка отобразился на результатах выборов до Украинского Учредительного собрания, которые состоялись в Городке 31 января 1918 года. Второе место после Подольского польского окружного списка (1505 голосов) занял Еврейский национальный избирательный комитет, который поддержали 830 городоччан, Бунд -165 избирателей, объединенная еврейская социалистическая партия – 3, еврейская социал-демократическая рабочая партия – 1 голос.
В те времена именно украинская власть содействовала широкому развитию самоуправления национальных меншинств. Так, Городокская еврейская община (ЕО) провела свои выборы в первой половине 1918 года. В следующем году, в октябре, состоялись выборы уже нового состава ЕО. Евреи местечка поддержали инициативу Каменецкой ЕО, которая была наибольшей на освобожденной территории Украины (вторая половина 1919 года), о созыве Всеукраинского съезда еврейских общественных советов.
Была свобода деятельности политических партий нацменшин. К примеру, 1 декабря 1917 года сионисты провели в Городке постановку спектакля на религиозную тематику. Об этом в газете “Фольксцайтунг” писали бундовцы.
Исключением стал период гетьманата. В сентябре 1918 года за принадлежность к Бунду заключено под стражу жителей местечка Гершка Соболя и Давида Гринбойма. Кстати, организация бундовцев функционировала при местной Сионистской школе, что послужило поводом к её закрытию.
Следует подчеркнуть, что отношение в самой еврейской общине к действующим субъектам октябрского переворота было неоднозначным. Так, в марте 1919 года еврейское население Городка собрало деньги и закупило для украинских солдат 50 пар белья. А уже через три месяца, 7 июля местные евреи стреляли ружями из окон и бросали бомбы в спины отступающих тех же украинских военных. Во время следствия было установлено, что большинство евреев поддерживало большевиков и всячески противодействовали установлению независимой украинской власти. Общественное сознание нацменшин не было готовым к восприятию украинской идеи. Нередко проявлялась открытая враждебность. Поводами к этому стали антиеврейские эксцессы, погромы , грабежи, как со стороны украинской власти, так и большевиков. Вот примеры: 2-3 февраля 1918 года 165 городокских евреев ограблено красноарейцами на сумму 118246 рублей. За гетьманата 4 охранника нанесли повреждения И.Годлису и его жене. За Директории два погромы совершили украинские вояки, а в июне 1919 года на еврейское население наложили контрибуцию. Более того, 7 июля вследствии кровавого погрома петлюровцами в Городке погибло 9 евреев.
Несмотря на допущенные ошибки, и даже преступные действия отдельных представителей украинская власть пыталась боротся с погромами и мародерством.За грабежи расстреляли 3 жителей местечка. Такие действия укрепляли доверие еврейского населения к правительству УНР. Городокские евреи просили оставить украинских военных для охраны местечка от различных банд.
Для еврейских общин итог гражданской войны был трагическим. Очень много евреев погибло, много детей остались сиротами. Часть еврейских семей эмигрировали из страны. Почти вся еврейская собственность была разграблена или уничтожена. Полностью была ликвидирована крупная и средняя еврейская буржуазия, подорвана основа жизни и быта ремесленников и мелких торговцев, которые в совокупности составляли подавляющее большинство еврейского населения. В таких местечках как Городок 30-40 % еврейского населения вообще оказались безработными.
В 1921 году в Городке окончательно установлено Советскую власть. Постепенно отстраивалась и развивалась промышленность. В 1922 году запустили местную електростанцию. На сахарном заводе им.Чичерина на октябрь 1924 года уже работало 405 рабочих, а годовое производство сахара-песка достигло 180 тисяч пудов (2880 тонн).
Возрождалась культурная и образовательная жизнь. Первым огоньком просвещения и культуры в Городке стала хата-читальня для взрослых, находившаяся в 1927 году в небольшом домике. Заведовал читальней Клейман Исаак Борисович (дедушка моей супруги). В этом же году состоялся первый выпуск Городокской политшколы из числа молодежи, первых комсомольцев. Большинство из них – представители еврейской общины местечка.
В Городке в 1915 – 1920 годах функционировали две еврейские школы: Бунда и Сионистская. Преподавание предметов велось на еврейском (идиш). Государство денег на содержание школ не выделяло.
В декабре 1920 года была создана еврейская семилетняя школа на государственном бюджете. В 1927 году в ней получали образование 300 детей в 7 группах (для девочек и мальчиков как отдельно, и совместно). Преподавало восемь учителей.
Становление советской власти принесло и позитивные изминения в жизнь еврейских общин, но только на базе коммунистической идеологии. Евреям был открыт самый широкий доступ в органы государственной власти, партийные органы, армию и службу безопасности. Начался расцвет еврейской культуры и образования на языке идиш.
Но это продолжалось недолго. Начались преследования деятелей иудейской культуры, гонения на иудаизм и религиозное традиционное еврейское образование.
Смутные 30 – тые годы внесли дальнейшие печальные коррективы как в судьбы людей , так и в жизнь национальных меншинств местечка. В связи с строительством социализма и создании “нового советского человека” сворачивались образовательная, культурная, религиозная сферы этнических общин. Так, 12 января 1931 года состоялось собрание граждан центра местечка Городок, на котором присутствовало 176 человек. Состав членов президиума собрания: Клейман Ицек, Вдовохава Арон, Гольдман Перля, Сухштабер Соломон, Шафир Хана, Цимберг. Слушали: об изъятии у еврейской религиозной общины строения синагоги «Зиньковской» под мастерскую для политехнизации Евсемилетней трудшколы. Выступили: Клейман И.,Фитерман Г., Анброх А. Абсолютным большинством голосов собрание удовлетворило потребности евсемилетки.
До конца 30 -тых в местечке не стало синагог. В 1939 году еврейские, польские, украинские, и дети других этносов стали учится в одной общей школе ( сейчас Городокская городская гимназия).
Таковы моменты активной еврейской жизни в Городке до войны.
Расстрелянное будущее
Грянула Вторая мировая война. Первым под удар вновь попало еврейское население оккупированных фашистами территорий. С первых дней войны большая часть мужского населения евреев Городка была призвана в Красную Армию. Они героически защищали Советскую Родину в тяжелейших боях с фашистской Германией. Защищая свою землю, они, к сожалению, не смогли защитить своих родных и близких. С началом Великой Отечественной войны была организована массовая эвакуация евреев вглубь страны, о чем, как это ни странно, был приказ Сталина. Остались больные и те, кто считали немцев по первой мировой войне лояльными к евреям.
Нацистские войска оккупировали Городок 8 июля1941 года. Следом, за немецкой армией двигались мобильные так называемые айнзацгруппы. Назначение этих карательных спецподразделений – массовые физические уничтожения неугодного окупационному режиму населения, и прежде всего – еврейского.
Осенью 1941 года часть евреев Городка было вывезено окупантами в соседние Ярмолинцы. Там, на территории воинской части вместе с гражданскими и военнопленными была казнено около 5 тисяч человек, большинство из которых – евреи. Более того, под конец года там же умертвили 48 еврейских детей, пойманных во время облавы в Городке. Здесь воздвигнут памятник-реквием.
Массовые казни в последние месяцы 1942 года были проведены и в самом Городке Очевидцы рассказывали, как в район плотины кирпичного завода на подводах свозили людей и сотнями расстреливали в песчаном карьере, в том числе 191 еврей. В 1990 году работниками сахзавода в песчаном карьере был установлен Мемориальный знак – памятник расстрелянным жителям Городка.
Наряду с ужасом, угрозой смерти жило человеческое сострадание. Как можна забыть поступки украиских праведников мира, просто мам, которые, пока была возможность, отправляли своих сыновей и дочерей с провизией в гетто, не к абстрактным евреям, а к соседям или просто к людям, которым жилось, мягко говоря, тяжело. Немало случаев, когда украинцы спасали детей и взрослых.
Семья Бигняков из с Польный Олексинец подобрала и спасла от верной смерти еврейскую девочку из Городка Нину Жарину (Шпекман).Той холодной и страшной ночью осени 1941 года ей удалось сбежать из Ярмолинецкого концлагеря. Босую, раздетою, голодною ее сначала полгода прятали в погребе или сарае, а потом приютили как родную дочь. Летом пасла домашнюю живность, помогала по хазяйству Там она пережила страшное время войны. До самых последних дней свой жизни она всегда помнила и помогала своей второй
укранской семье. Не забывает этого и ее дочь Ирина. Этническая полька городоччанка Ромуальда Мазур укрила от беды соседку – мать с новорожденной девочкой на руках, отец еврей был в то время на фронте. Таких мужественных поступков в нашем Городке, в нашем крае было немало.
Что же касается евреев, якобы «сбегавших в Ташкент», то на протяжении всей войны, когда ордена еще не продавали на базаре, Героями Советского Союза стали 72 еврея, родившихся в Украине, 27 из них награждены за форсирование Днепра.
Среди тех, кто своей жизнью заплатил за Великую Победу – городоччане: Амброх Ихиль Аронович – член Городокской антифашистской подпольной организации, Баренбойм Григорий Зинделевич, Баренбойм Лев Зинделевич, Бронштейн Герц Хаскслевич, Бронштейн Лев Вениаминович, Гарбер Израиль Давидович, Гершгорин Исаак Ихилевич, Кац Григорий Самойлович, Кельманович Хаскель Лейбович, Котляр Рох Беркович, Кузинер Борис Тихонович, Лернер Яков Елисеевич, Луцет Давид Абрамович, Розенцвайг Хаим Абрамович, Сойфер Яков Ильич, Фитерман Семён Григорьевич, Шаферович Борис Иосифович. Вечная им память и благодарность поколений. Здесь хочется привести слова известного Иерусалимского раввина Адина Штейнзальца: «Евреи – это народ, который можно разорвать на куски, но эти куски останутся живыми и вырастут снова».
Вместе с другими городоччанами земляками пощастливилось вернутся домой с Победой и фронтовикам евреям. Среди них участник Парада Победы в Москве рядовой минометчик Петр Федорович Омельченко, освободитель Будапешта и Вены гвардии старшина танковых войск Владимир Нахимовыч Прилуцкий, участник Берлинской операции разведчик, старший лейтенант Самуил Исаакович Шустер, учасник Второй мировой войны с 1939 по 1945 годы Исаак Борисович Клейман участники боевых действий- кадровый офицер Борис Зинделевич Баренбойм (отец автора), Леонид Михайлович Гейзер, Яков Хунович, Григорий Матвеевич Гольдман ,Александр Яковлевич Виньковецкий и другие.
Возрождение
После окончания Великой Отечественной войны в Городок возвратились многие эвакуированные евреи, а также те, кто остался живым в этой страшной «мясорубке».
Среди послевоенных евреев Городка известны семьи Шустеров, Шварцманов, Нудельманов, Хошей, Дубенко, Вайсблаев, Маламудов, Битерманов, Котляров, Гройсов,Рабиновичей, Баренбоймов, Омельченко, Данцисов, Нисенгольцев, Вайнеров, Моргулисов, Гальпериных, Кацов, Зелёных, Шенкеров, Авербухов, Фишманов, Ламов, Кузинеров, Гольдманов, Хуновичей, Бидеров, Прилуцких, Амброхов, Елевичей, Зельцеров, Янкелевичей, Гейзеров, Виньковецких, Лаховских, Коенов, Кримеров, Банасов, Ставецких, Жариновых, Клеймановых, Гумбергов, Лёвов, Кельмановичей и других.
В городе часто можно было слышать, особенно в базарные дни, речи на идиш, а также на русском: «Как ты шапку ходишь?», «Гришкалэ, не уступы в холодную воду!», «Кэстэлыгизукт, занамалхумы!»и тому подобное. Все куры, которые покупались евреями на базарах, проверялись на качество методом «дутия под хвост», что вызывало заметный интерес у остальных покупателей. В еврейских домах были грампластинки в исполнении Александровича и других еврейских певцов. В праздники на весь Городок из окон еврейских
домов звучали песни: «А Ицикочехасэнегеат», «Махутэнэстэ», «Тумбалайкэ», «Малки, авубишт Малки! Хоп матэнцэлы!». В праздничные дни евреи нарядно (по возможности) одевались и прогуливались по центру города. Украинцы с уважением и ностальгией вспоминают своих знакомых, соседей, которые бывали и добрыми советчиками, готовыми помочь людям, и говорили: «Мыкола за меня поработает в субботу, а я за него — в воскресенье». Вот мнение Сергея Ефремова, великого украинского литературоведа и культуролога, высказанным в брошюре «Еврейское дело в Украине», изданной в начале ХХ в. Он писал: «Евреи, как мы знаем, живут в самой тесной связи с украинским народом. Это даже не соседи, как в большинстве своем другие народы, а одна из составляющих населения на украинской земле». Не случайно даже в Соединенных Штатах Америки в 20-е годы прошлого века евреи-эмигранты из Украины, еще хранившие в памяти страшные картины погромов, продолжали считать себя именно украинскими евреями и уважать себя за это.
Украинское и польское местное население хорошо знало идиш, евреи , соответственно, украинский и польский языки. Все жили дружно и во взаимопонимании.
В годы послевоенных пятилеток Городок стал одним из наиболее развитых в промышленном отношении районных центров Хмельницкой области. В 1952 году был пущен 2-й Городокский сахарный завод, значительное количество оборудования которого было поставлено по репарациям из Германии. С 1954 по 1988 год главным инженером, а затем и директором завода был участник войны Виньковецкий Александр Яковлевич . Под его руководством так называемая «Выборгская сторона» города была превращена в современный посёлок с развитой инфраструктурой. Микрорайон, застроенный многоэтажными домами, имел центральное отопление, горячее и холодное водоснабжение, электроснабжение, канализацию. Был построен Дом культуры на 500 мест, водо-грязелечебница с современным оборудованием, обслуживающая население всего Городка, детский сад с бассейном, торговый центр, спортзал с сауной, бассейном, душевыми, стадион для игровых видов спорта и занятий легкой и тяжелой атлетикой, с трибуной, раздевалками и душевыми.
Назову ещё некоторых городоччан, оставивших заметный след в экономическом развитии города. Начальником смены 2-го Городокского сахзавода был участник Великой Отечественной войны, один из лучших руководителей завода Гейзер Леонид Михайлович, начальником отдела снабжения – участник войны, человек, пользующийся большим авторитетом в коллективе, – Баренбойм Борис Зинделевич, главным технологом 1-го Городокского сахзавода была Лаховская Софья Исааковна; химиком химводоочистки – признанный эрудит – Трейгер Дина Соломоновна. Старожилы помнят классных специалистов – ИТР сахарного завода Авербуха Александра, Зусмана, Вайнера, Зильбермана, Теодоровича, Шенкера Исаака Моисеевича, Иткина Михаила, Кримера Якова Моисеевича, Луцет Нелли Давидовну и др.
В годы послевоенных пятилеток была произведена реконструкция Городокского станкостроительного завода, значительная часть продукции которого отправлялась на экспорт. Начальником инструментального цеха этого завода был участник Великой Отечественной войны, кавалер ордена Славы Прилуцкий Владимир Нахимович.
Председателем Городокского совхоза имени Жданова, одного из самых крепких сельхозпредприятий района, был Яков Хунович, участник войны, награжденный многими боевыми наградами. Его сын – Роман Хунович – длительный период руководил Хмельницким заводом «Термопластавтомат», был депутатом областного Совета народных депутатов. Всему району была известна фамилия Гольдмана Григория Матвеевича, участника войны, потерявшего в ней всю свою семью, длительное время возглавлявшего Городокскую нефтебазу. Здесь главбухом трудился участник войны Омельченко Петр Федорович (тесть автора).
Терапевт Лаховская Мария Исааковна, педиатр Прилуцкая Мария Соломоновна, стоматологи Дубенко, врачи Бидеры – были специалистами самой высокой квалификации, снискавшими уважение и авторитет среди жителей города и района.
Заслуженным авторитетом в городе пользовались педагоги: директор школы рабочей молодежи Левин Борис Аркадьевич, преподаватель русского языка Моргулис Этя Овсеевна, педагог Иткина Светлана Михайловна, преподаватель иностранных языков Баренбойм (Исакова) Клара Григорьевна, учитель младших классов Эльбойм Любовь Михайловна, преподаватель химии Гальперина Инна Яковлевна, воспитатели детского сада Баренбойм Софья Наумовна, Ставецкая Людмила Аркадьевна.
Заведующим отделом пропаганды райкома КПСС были: Моргулис Григорий Нусимович, Баренбойм Александр Григорьевич; заведующим типографии – Кример Борис Исаакович; главбухом райбыткомбината , секретарем его парторганизации Омельченко Полина Исааковна (теща автора). Не только в райцентре, но и во всех селах знали дядю Мишу (Михаила Лёба), фотографа местного быткомбината. Он славился своей осведомленностью, приветливостью и добротой независимо от возраста к каждому, кто у него фотографировался. В 1960 – 1970-тые годы немало евреев работали не только на разных должностях в органах власти, медицинских, образовательных, учреждениях культуры, торговли, но трудились простыми рабочими. До сих пор старшое поколение рабочих ремзавода с теплотой вспоминают слесаря-сборщика Фиму Шварцмана. Не было в Городке и его окрестностях ни одного холодильника, ни одной холодильной установки, где бы не проявился талант мастера – холодильщика Бориса Исааковича Клеймана.
Также Городок славился своим молочно-консервным комбинатом, плодоконсервным заводом, заводом механизированного инструмента, колхозом «Украина» (председатель дважды Герой Социалистического Труда Ткачук Г.И.), который в 60-е годы представлял Советский Союз на выставке в США. На этих и других предприятиях также добросовестно трудились члены городокской еврейской общины.
С тревогой и надеждой
Резко изменилась еврейская жизнь в Городке в восьмидесятые годы XX века. Многие еврейские семьи стали выезжать из Городка в Хмельницкий, другие города, а в 90-е годы – в Израиль, США и другие страны. Говорят, слово «еврей» в переводе означает «Богом избранный». Теперь нас, евреев, в когда-то еврейском местечке, осталось немногим более десяти человек. И сейчас Городок, еще недавно один из наиболее развитых в промышленном отношении в области, стал за годы независимости Украины, как это ни прискорбно, фактически депрессивным.
Современные средства коммуникации связывают нас земляками во всех уголках мира. Они не забывают Городок, местечко, где родились, где прошло детство и юность, взросление. И в далёком зарубежье люди интересуются нашими новостями, сопереживают нашим проблемам и, хоть изредка, но приезжают на Родину.
Из Нью-Йорка – Хош Григорий Рувимович с Селимой Виньковецкой, из Чикаго – Лаховский Владимир, из Израиля – Прилуцкая Мария Соломоновна, Гольдман Марк и другие. С момента создания в Хмельницком в 1999 году благотворительного фонда «Хесед Бешт» значительно оживилась еврейская жизнь в области и в Городке в том числе. Хесед, во главе с умелым, грамотным, достойным руководителем Ратушным Игорем Александровичем кроме благотворительности занимается вопросами возрождения национальной культуры, традиций, религии. Уже почти пятнадцать лет наша очень небольшая община (председатель Омельченко Раиса Петровна) отмечает все праздники еврейского календаря: Песах, Хануку, Рош-а-Шана, Пурим. Стало хорошей традицией вместе собираться за шаббатним столом.
Регулярно наше небольшое сообщество посещает лектор Центральной синагоги Киева Глеб Вайсберг, который высоко профессионально проводит беседы о том, что значит быть евреем, о приходе Машиаха, о Первом и Втором Храмах, об основах иудаизма и на многие другие еврейские темы, толково и грамотно отвечая при этом на возникающие вопросы.
Активно участвует наша община в общественной жизни «Хесед Бэшта».Успешно прошла наша миниатюра на тему Пурима в театре им.Старицкого. Роль Ахашвероша сыграл Илья Беркович, злого антисемита Амана – Николай Хитрый, очаровательную Эстер – Раиса Омельченко, Мордехая – Людмила Ставецкая.
Все эти годы мы были вместе – и в радости, и в горе. Мы чувствуем помощь, опеку и поддержку, то, что так важно и нужно маленькой национальной общине в такой неспокойной повседневности.
В последнее время в Украине произошли события, которые многие политики называют Революцией достоинства. Среди погибшей на Майдане в Киеве Небесной Сотни мы склоняем головы перед евреями Иосифом Шиллингом из Дрогобыча, Александром Щербанюком из Черновцов, Евгением Котляром из Харькова.Есть евреи и среди участников АТО.
Знаменитый русский писатель Александр Солженицын, абсолютно не проеврейский человек, писал: «Уникальность еврейского народа несомненна, все её видят. Чутче евреев, я думаю, нет народа во всём человечестве».
На фото – 1991 год. Иерусалимский музей Храма. Автор публикации у модели Меноры, символа величия еврейского народа, создателем которой является его двоюродный брат – Хаим Одем. (см. интернет).
К концу ХХ века еврейское население Украины сократилось с 4 миллионов до 103 тисяч, а нашем Городке – с более чем 3,3 тисячи вначале этого же столетия – до более десятка человек на начало ХХI. Долг сегодняшних поколений – помнить предшественников, чтить идеалы, в которые они верили, хранить памятники истории и материальной культуры еврейского народа Украины ипродолжать национальную жизнь.
И хочется верить в скорый приход Машиаха, который восстановит разрушенное царство Израиля, снова соберёт рассеянных по миру евреев в Земле Обетованной, установит эру морального совершенства всего человечества и гармоничное существование всех народов – без войн, страха, ненависти и нетерпимости.
Такова краткая история еврейства из еврейского местечка – штетла Городок на Подолии.
Выражаю благодарность редакции районной газеты «Городоцький вісник» за размещение моих материалов на ее страницах, а также краеведу Клёцу Александру Николаевичу – за сотрудничество и помощь в поиске архивных и других материалов, а также подготовку их к публикации.
Источники информации и литература
Баренбойм Г. Древний Городок и его евреи // Штетл. Литерат.- публ. сборник. – Хмельницкий: “Хесед Бешт”, 2013. – Вып.6. – С.74-85
Городоччина туристична: путівник – Хмельницький: “Бедрихів край”, 2010 .- 160 с.
Євреї захищають Україну в АТО – Подольський 26 листопада 2015, Київ .
Книга пам”яті України. Хмельницька область. Історико-меморіальне видання – Хмельницкий: Поділля, 1995 рік.- Том 2.- 765 с.
Пам”ятай Холокост. Збірник матеріалів з історії Холокосту – Хмельницький: “Хесед Бешт”, 2004. – 156 с.
Сергій Миколайович Виноградський і Городоччина. Збірник матеріалів 2-ї науково-краєзнавчої конференції “Городок – історичні перспективи. Погляд в минуле і майбутнє, 13 вересня 2008 р. – Городок: “Бедрихів край”, 2008. – 266 с.
Солженицын А.200 лет вместе (1795 – 1995) – Москва: Русский путь, 2002. – 512 с.
Соха В. Від літа 1493-го… – Городок: “Бедрихів край”, 1999. – 64с.
Феллер М. Украиноиудаика: правда об украинско-еврейских отношениях.10 сентября 2004года.
Георгий Баренбойм,
коренной городоччанин, краевед